Техника письма
В станковой живописи большую роль играет формат картины. Он также связан со стилем эпохи, с особенностями живописной техники, композиции, интерьера, для которого предназначена картина. Чаще всего художники предпочитают прямоугольный (вертикальный или горизонтальный) формат. Но он может быть и круглым (тондо), овальным или же сложных причудливых форм, например так называемые десюдепорты — декоративные композиции над дверями, широко применявшиеся в искусстве рококо. Столь же разнообразными могут быть и обрамления картин — рамы. Красочные мазки наносятся на холст, дерево, бумагу, картон и т. д., то есть какую — либо основу. Она обычно грунтуется специальными составами. Техника письма, ее особенности во многом зависят от свойств красок, инструментов (кисти, мастихин), растворителей. На приемы наложения красок большое влияние оказывает поверхность холста, которая может быть гладкой или шероховатой, мелкозернистой и крупнозернистой и т. д. Грунт иногда просвечивает сквозь тонкий слой красок и тем самым влияет на колорит произведения, особенно если грунт цветной. Поверхность красочного слоя, то есть его фактура, может быть глянцевитой и матовой, слитной и прерывистой, гладкой и неровной. Здесь все зависит от манеры наложения мазков, задачи, поставленной перед собой живописцем. Необходимый цвет обычно достигается смешиванием красок на палитре. Но вплоть до конца ХIХ в. важнейшим приемом живописной техники были лессировки: поверх высохшего красочного слоя (обычно подмалевок) наносились тонкие слои прозрачных и полупрозрачных красок. Этим достигалась легкость и звучность тона, тончайшие оттенки и нюансы цвета. Во второй половине ХIХ в. появилась живопись раздельными мазками разного цвета, рассчитанными на оптическое смешение цветов, когда зритель рассматривает ту или иную картину на определенном расстоянии. Этой техникой пользовались импрессионисты. Неоимпрессионисты накладывали мазки на холст в виде отдельных цветовых точек. Эта техника получила название пуантилизма или дивизионизма.